Э.С. Набиуллина: развитие нанотехнологий – наша важнейшая задача в рамках долгосрочной инновационной политики

3 декабря 2008 г. Министр экономического развития Российской Федерации Э.С. Набиуллина выступила на Пленарном заседании Первого Международного Форума по Нанотехнологиям, организованного Российской корпорацией нанотехнологий (Роснано)

Тезисы выступления Министра экономического развития Российской Федерации Э.С. Набиуллиной на Пленарном заседании Первого Международного Форума по Нанотехнологиям, 3 декабря 2008 г., Москва, ЦВК «Экспоцентр»

.

Уважаемые коллеги,

Прежде всего, позвольте поздравить оргкомитет и руководство компании Роснанотех с открытием Международного форума по нанотехнологиям, со столь представительным составом участников, с содержательной и насыщенной программой.

Проведение в Москве такого крупного события, как Международный форум по нанотехнологиям показывает высокий уровень интереса, внимания к этой теме со стороны, как государства, так и бизнеса.

Мы рассчитываем на то, что это мероприятие станет не столько имиджевым событием, нацеленным на позиционирование России в качестве одного из глобальных игроков в сфере нанотехнологий, сколько рабочей площадкой для обмена опытом и конкретными управленческими технологиями, для взаимного обогащения идеями.

  • Нанотехнологии – ключевое направление, определяющее, наряду с инфокоммуникациями и биотехнологиями, будущий технологический облик всех стран мира. Поэтому развитие нанотехнологий – наша важнейшая задача в рамках долгосрочной инновационной политики государства.

Говоря о недавно утвержденной Концепции долгосрочного развития, с полным правом можно назвать ее Концепцией инновационного развития России.

Инновационный социально-ориентированный путь развития сформулирован в Концепции-2020 в качестве единственного варианта нашей политики, способного ответить на глобальные вызовы предстоящих лет. Все эти вызовы так или иначе связаны со способностью России к инновационному развитию.

  • Первый вызов связан с усилением глобальной конкуренции, преимущества в которой получат страны с наиболее гибкой и развитой национальной инновационной системой.
  • Второй – с ожидаемой новой технологической волной, которая может привести к полной смене технологической базы экономических систем, в том числе, на основе новейших достижений нано-, биотехнологий и информатики. Страны, не попавшие в эту волну, рискуют быть отброшенными на обочину мирового развития.
  • Третий вызов связан с качеством человеческого капитала, превращающегося в ключевой фактор экономического развития и национальной конкурентоспособности и, наконец,
  • четвертый – с исчерпанием источников экспортно-сырьевого развития. Ограничения экспортно-сырьевой модели развития нашей страны мы в полной мере прочувствовали сейчас в ходе развития мирового экономического кризиса. И это лишь подтверждает правильность наших стратегических приоритетов.

При этом, в «режим инновационного развития» мы не сможем перейти в одночасье. Потребуется переходный период. Так, в ближайшие четыре года наше развитие будет в значительной степени основано на сохранении и реализации тех глобальных конкурентных преимуществ, которыми уже обладает российская экономика в «традиционных» сферах – энергетике, транспорте, аграрном секторе, переработке природных ресурсов. Одновременно будет происходить адаптация нашей экономической системы к реалиям мирового финансового и экономического кризиса. При этом будут создаваться институциональные условия и технологические заделы, обеспечивающие на следующем этапе перевод российской экономики в режим инновационного развития.

  • К 2012 году нам уже нужно достичь весьма амбициозных показателей инновационной активности – в разы превышающих те, что имеем сейчас, с тем, чтобы к 2020 году выйти по базовым показателям инноваций на уровень, характерный для стран-лидеров.

Так, к 2020 году доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 40–50% по сравнению с нынешними 13%, удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции с сегодняшних 5,5% увеличится до 25–35%. Внутренние затраты на исследования и разработки вырастут в 2,7 раза, при этом более половины их будет обеспечивать частный сектор.

Многое в сфере формирования эффективной национальной системы уже сделано и делается – государственные расходы на проведение исследований и разработок в гражданской сфере с 2000 года выросли более чем в 2 раза. При государственной поддержке создано более 200 объектов инновационной инфраструктуры, в том числе венчурные фонды, технико-внедренческие особые зоны, технопарки, бизнес-инкубаторы и центры трансфера технологий.

  • Был принят целый ряд мер поддержки инновационной активности компаний, включая налоговые и амортизационные льготы и стимулы, повышение эффективности регулирования в сфере интеллектуальной собственности и целый ряд других.

Многие меры еще предстоит реализовать. Основными направлениями станут поддержка инновационно активного бизнеса, расширение спроса на инновации в экономике, достройка инновационной инфраструктуры, интеграция в глобальную инновационную систему, формирование новой инновационной культуры в обществе.

Конкретные меры включают в себя расширение налоговых льгот, увеличение софинансирования проектов НИОКР, реализуемых бизнесом, повышение инновационной направленности системы госзакупок, повышение роли технического регулирования в стимулировании внедрения новых технологий, государственная поддержка инжиниринга и проектной деятельности в том числе через софинансирование создания инжиниринговых центров.

.

  • Все эти направления и меры исключительно важны с точки зрения развития нанотехнологий. Более того, нашу политику в нанотехнологиях можно рассматривать как своего рода пилотный проект, в рамках которого отрабатывается новые инструменты государственной поддержки инноваций, взаимодействия государства с бизнесом, а также новые управленческие технологии, передовой международный опыт по стимулированию технологического развития. Все эти наработки будут, безусловно, распространяться на все остальные направления технологического развития.

Мы будем активно развивать нанотехнологии не только посредством общих мер, через проведение эффективной инновационной политики, но и через использование специальных инструментов.

В числе таких уже созданных инструментов – и госкорпорация Роснанотех, и федеральная целевая программа по развитию инфраструктуры нанотехнологий и целый ряд других. Они важны, и уже показывают свою работоспособность, но мы будем предлагать и дополнительные меры по развитию нанотеха. Надеюсь, сегодняшний форум, в том числе, даст нам новые идеи по таким мерам.

  • Сейчас весь мир, и Россия – не исключение, переживает не лучшие времена в плане экономического развития. Я имею в виду мировой экономический кризис. Есть риск, что те положительные тенденции, которые наметились в сфере инновационной активности, остановятся, или, что гораздо хуже, сменятся ухудшением динамики. Главное не растерять значительную часть накопленного научно-технического потенциала. И более того, нарастить его.

Сейчас, наряду с мерами по поддержке финансового сектора и отдельных отраслей и системообразующих предприятий, Правительство продумывает дополнительные меры по поддержке и расширению инновационной активности предприятий, в условиях кризисных явлений.

  • Так, у нас есть возможность использовать те средства, которые Правительство собирается выделить для поддержки реального сектора, в целях сфокусированной поддержки, на основе четко сформулированных критериев, тех компаний, которые ведут или будут вести активную инновационную деятельность. Причем в число таких компаний должны попасть не только крупные компании, но и малый и средний быстрорастущий инновационный бизнес.

Необходимо обсудить возможность увеличения количества и размеров грантов, выделяемых на поддержку создания малых предприятий в наукоемкой сфере. Нужно кардинально расширить возможности для создания новых наукоемких предприятий. Так, в частности, – максимально быстро, в течение месяца-двух, законодательно закрепить возможность соучредительства государственными учреждениями в сфере образования и науки малых наукоемких предприятий. На Комиссии по высоким технологиям под председательством Сергея Борисовича Иванова, этот проект закона был одобрен.

  • Также необходимо продумать создание механизма, позволяющего целевым образом софинансировать НИОКР, начатые бизнесом самостоятельно по приоритетным направлениям технологического развития.

Все эти, а также ряд других мер, будут непосредственно касаться и компаний и организаций, занимающихся разработкой и коммерциализацией технологий и продукции на базе нанотехнологий. И здесь Роснанотех должен стать ключевым союзником, поддерживая как разработчиков, так и, в большей степени, бизнес, занимающийся финансированием и внедрением новых технологий и продуктов, использующих нанотехнологии.

Более того, для нашей экономики кризис является еще и шансом на обновление, радикальное снижение издержек, повышение энерго- и ресурсоэффективности. И здесь потенциал нанотехнологий обязательно должен быть востребован. В Правительстве уже рассматриваются возможные меры содействия внедрению нанотехнологий в целях стимулирования энергосбережения, но этим направлением возможности не исчерпываются.

.

  • Нанотехнологии уже в краткосрочной перспективе могут стать реальным фактором роста эффективности и конкурентоспособности целого ряда секторов, которые мы сейчас считаем «традиционными» и «среднетехнологичными» – это и металлургия и металлообработка, и большая часть машиностроения и станкостроения, и нефтепереработка, и химический комплекс; я уже не говорю о собственно высокотехнологичных секторах. Ликвидировать накопленное отставание в некоторых сферах без использования возможностей нанотехнологий будет практически невозможно.

Кроме изменения облика существующих секторов, нанотехнологии способны привести к появлению новых отраслей, новых предприятий и бизнесов, которые могут в перспективе определят специализацию России на мировых рынках. Но для этого и Правительству, и бизнесу нужно приложить еще много усилий как по реализации уже принятых решений, так и по выработке новых мер.

Надеюсь, что сегодняшний Форум станет для нас подспорьем в решении этой нелегкой задачи.

http://www.parlcom.ru/index.php?…

Правильно, совершенно правильно говорит тов./г-жа министр! Нанотехнологии – это действительно ключевое направление, определяющее, наряду с инфокоммуникациями и биотехнологиями, будущий технологический облик всех стран мира. Поэтому развитие нанотехнологий – наша важнейшая задача в рамках долгосрочной инновационной политики государства. И далее: «Все эти направления и меры исключительно важны с точки зрения развития нанотехнологий. Более того, нашу политику в нанотехнологиях можно рассматривать как своего рода пилотный проект, в рамках которого отрабатывается новые инструменты государственной поддержки инноваций, взаимодействия государства с бизнесом, а также новые управленческие технологии, передовой международный опыт по стимулированию технологического развития. Все эти наработки будут, безусловно, распространяться на все остальные направления технологического развития». А это – уже высокая ответственность! Ведь именно наноиндустрия будет тем полигоном, на котором будут отрабатываться новые инструменты государственной поддержки инноваций, взаимодействия государства с бизнесом, а также новые управленческие технологии, передовой международный опыт по стимулированию технологического развития, которые затем будут тиражироваться в других, менее «продвинутых» отраслях… Так что нельзя подкачать! На нас внимательно смотрят, от нас ждут, на нас надеются… Поэтому – в добрый путь и новых успехов!.. PS: Неплохие речи пишут министру Э.С.Набиуллиной, однако…



nikst аватар

ТПП РФ: французы поделились опытом поддержки инноваций

Конструктивный обмен мнениями с французскими предпринимателями по инновационной тематике состоялся 4 декабря в ТПП РФ в ходе российско-французской конференции «Инновации и их финансирование».

  • Данные конференции проводятся ежегодно в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между ТПП России и ТПП Парижа от 20 февраля 2004 года, а состоявшаяся 4 декабря является третьей по тематике, связанной с развитием инновационных технологий. В ее работе приняла участие делегация в составе представителей ТПП Парижа, специалистов из Министерства высшего образования и исследований Франции, Французского государственного агентства по поддержке инновационных МСП и других специализированных учреждений и организаций Франции, представители Минобрнауки РФ, Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами, ОЭЗ и технопарков России, члены Комитетов ТПП РФ, руководители инновационных, венчурных компаний и организаций, СМИ.

После пленарного заседания «Инструменты и механизмы государственного и частного финансирования развития и внедрения инноваций во Франции, практика финансирования инновационных проектов в России» участники форума примут участие в двух «круглых столах»:

  • «Развитие общего европейского пространства инноваций, роль российско-французского сотрудничества в европейских проектах» и
  • «Российские особые экономические зоны и полюса конкурентоспособности во Франции. Состояние и перспективы».

    Открывая конференцию, вице-президент ТПП России Георгий Петров отметил, что все проведенные уже конференции с участием французских партнеров представляли собой отнюдь не досужие разговоры, а отличались нацеленностью на результат.

«Наши коллеги во Франции пошли оригинальным путем – они фактически отказались от технопарков, а занялись поиском ниш на инновационном рынке и создают продукт, вокруг которого строится производство и сервисная инфраструктура. Это интересный опыт. Накануне конференции мы слышали разные мнения о целесообразности ее проведения в пору мирового финансового кризиса, однако кризис, как было ясно еще в его начале, придаст новое дыхание экономике просто потому, что прежние производственные отношения вступили между собой в неразрешимые противоречия. На сцену выходит новая, сверхэффективная экономика, и тот, кто останется в стороне, не будет заниматься инновациями, обречен», – полагает Г.Петров.

Теперь, когда Евросоюз после длительных колебаний согласился на пересмотр соглашения по инновационному партнерству с Россией, европейское инновационное пространство имеет большие шансы на переустройство в общих интересах России и ЕС.

«Вы, наверно, успели заметить, как велика в российском инновационном поле роль государства, и это не случайно: в эпоху модернизации мы не можем и не хотим оставаться мировым сырьевым придатком. Получив значительные доходы от продажи своих природных ресурсов, мы надеялись, что эти средства перетекут в высокотехнологические отрасли, однако «невидимая рука» здесь не сработала, и государству пришлось вмешаться в процесс, создавая государственные корпорации и институты развития. Основные инновации в СССР производились военно-промышленным комплексом, и теперь предстоит работа по переводу этого потенциала в коммерческое русло. Из тысяч российских инноваций только несколько десятков имеют значение для глобальной экономики, и здесь нам тоже был бы крайне полезен французский опыт», – заключил Г.Петров.

Руководитель французской делегации, президент группы STERIA, президент Группы инновационных технологий MEDEF, исполняющий обязанности президента Торгово-промышленной палаты Парижа Эрик Хайат подтвердил, что франко-российские встречи с участием ТПП Парижа и ТПП РФ нацеливаются на установление постоянных контактов между русским и французским инновационным бизнесом.

Он также заметил, что мировой кризис в Париже пока не заметен, однако опасения на этот счет весьма живучи, особенно если работаешь в высокотехнологической сфере и при этом достаточно широко соприкасаешься с иностранными компаниями-партнерами.

  • Э.Хайат выразил надежду на плодотворную экскурсию в Зеленоградский технопарк и пригласил российскую делегацию на авиакосмический салон, который пройдет в этом году в Париже. Он полагает, что подлинные инновации помогут преодолеть последствия кризиса тем, что сохранят миллионы рабочих мест и обеспечат доступ развитых и развивающихся стран к новым технологиям.

Заместитель директора Департамента научно-технической и инновационной политики Министерства образования и науки РФ Алексей Судариков считает, что основу конкурентных преимуществ в современной мире закладывают наука и технологии.

«Долгосрочная стратегия развития России до 2020 года предусматривает бюджетные отчисления на развитие инноваций в размере 3% ВВП. В России уже создана национальная инновационная система. Она насчитывает порядка 200 инновационных объектов, 120 технопарков и 86 инновационных центров, а также 10 центров, занимающихся мониторингом развития инновационных процессов», – заявил А.Судариков.

Правда, по его словам, наша страна еще значительно отстает по основным инновационным показателям от развитых стран. России еще предстоит внедрить инновационную модель бизнеса, постоянно наращивающую инвестиции в инновации, модернизировать не только процесс коммерциализации идеи, но научный, образовательный и государственный сектор в целом.

«В инновационной модели развития подразумевается, что государство компенсирует провалы рынка, создает стимулы для бизнеса идти в перспективную сферу. Наш закон о господдержке инноваций принят в 2005-ом году, тогда же начали развиваться институты развития – Российский банк развития, Российская венчурная компания, региональные венчурные фонды, Российский инвестиционный фонд высоких технологий», – сообщил А.Судариков.

  • По его мнению, одним из самых впечатляющих институтов развития стала Российская государственная корпорация по развитию нанотехнологий (Роснанотех) с начальной капитализацией в $130 млрд.

«Созданному недавно Фонду содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере за короткий срок удалось учредить тридцать инновационно-технологических центров, где предприятия размещаются на выгодных условиях. По этим предприятиям уже есть весьма обнадеживающая статистика – выработка на каждого работающего составляет до полутора миллионов рублей в год», – добавил А.Судариков.

Активно развиваются и механизмы государственно-частного партнерства: Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2012 гг.» представляет собой конкретный механизм интеграции бизнеса и власти на пути решения стратегических задач российской экономики в высокотехнологной сфере. Программа работает при прямом содействии разветвленного и высококвалифицированного экспертного сообщества.

«Планируется, что доля государственных средств в инвестиционных проектах не будет превышать в дальнейшем 40%, что в конечном итоге должно значительно повысить инновационную активность российских предприятий, обеспечит доступ к финансовым ресурсам и передовым технологиям, в том числе малого бизнеса», – пояснил А.Судариков.

Обращаясь к новациям в налоговой сфере, он рассказал о мерах, способствующих коммерциализации НИОКР, вступивших в силу с 1 января 2008 года, упомянув про упрощенную систему налогообложения, освобождении от уплаты НДС при передаче исключительных прав на плоды интеллектуальной деятельности и проведении некоторых видов НИОКР.

«Для развития инноваций в России важную роль играют технопарки. Сегодня мы закладываем в программы развития пункт о формировании образовательных центров при научно-исследовательских предприятиях, делая, таким образом, цепочку от теории к практике неразрывной», – заключил А.Судариков.

Директор по инновациям и региональной деятельности Министерства высшего образования и научных исследований Франции Лоран Буиссон отметил, в свою очередь, что проблемы финансирования инноваций у России и Франции удивительно похожи друг на друга.

«Мы приняли в текущее десятилетие ряд революционных законов об инновациях, несколько программ и перспективных планов, у нас тоже создана полноценная инновационная система, проведена налоговая инновационная реформа – мы считаем, что предприятия должны иметь средства на развитие. Таким образом, освобождение от налогов есть форма государственного кредита научно-производственному предприятию, и государство здесь выступает гарантом. В год с инновационных предприятий мы получаем 3 млрд евро налогов», – сообщил Л.Буиссон.

  • Во Франции действует 29 бизнес-инкубаторов, главной задачей которых является сопровождение стартующих предприятий, оказание консультаций, в том числе при слияниях-поглощениях. 2 тысячи предприятий уже воспользовались этой функцией, и сейчас сотрудники новообразованных инновационных предприятий продолжают проходить обучение в инкубаторах.

«Мы проводим также конкурсы на получение субсидий, и в этом году 14 тысяч предприятий будут бороться за шанс получить государственную помощь. Выигравший конкурс, кроме прочего, освобождается от некоторых видов налогов. Студент, окончивший ВУЗ, может сразу основать свое предприятие, ему будет оказана любая возможная помощь», – добавил Л.Буиссон.

  • Он упомянул о важном структурном звене инновационной системы Франции – организации OSEO, работающей с рядом французских банков в целях поддержки инновационных предприятий. Между производством и образованием во Франции создана живая связь: производство финансирует обучение специалистов, студентов, аспирантов и докторов наук. Как показывает опыт, подготовленные на средства предприятий кадры не обязательно идут в науку, но могут занимать должности в организационной структуре, менеджменте.

Вообще, инновационная система Франции создавалась и работает исключительно на конкурсной основе, и частная инициатива вносит все больший вклад в финансирование проектов, отбираемых предприятиями самостоятельно, несмотря на то, что централизаторский подход к инновациям, роль государства в них не теряет влияния.

  • Однако государственные средства задействуются в проектном финансировании все меньше. Основная нагрузка лежит на самом предприятии, часть ее поступает из средств образовательных учреждений, общий объем ежегодного финансирования составляет 250 млн евро, 200 из которых принадлежат национальной французской программе «Полюса конкурентоспособности», большая часть предприятий которой – малые и средние.

«Результат МСБ в инновационной сфере наиболее впечатляющ», – отметил Л.Буиссон.

По его словам, в “Полюсах конкурентоспособности” на базе 71 “полюса”, среди которых 6 общемирового значения, а 10 – потенциально мирового, реализуется идея о переносе центра тяжести поддержки инноваций в регионы страны. С помощью программы во французскую сферу инноваций привлекаются внешние инвесторы. В основном “полюса” относятся к аэрокосмической, морской и транспортной сфере. Введена и оценка результативности “полюсов”. Поддержка их осуществляется не только на уровне федерального центра, но и на уровне региональном и даже муниципальном.

В рамках развития государственно-частного партнерства немаловажна роль институтов Карно, – добавил Л.Буиссон.

Франция, как и Россия, укрупняет образовательные учреждения с целью создания обширной научно-производственной базы инноваций. Главным критерием оценки деятельности того или иного образовательного учреждения является связь его с производством.

“В регионах создано 14 центров передачи технологий. С ними работает 45 университетов, 40 высших технических школ”, – заключил Л.Буиссон.

http://allmedia.ru/…lineitem.asp?…