Казахстан сможет стать кузницей кадров международного уровня

Кадры для «умной экономики»

Если учитывать, что современная «умная экономика» опирается в первую очередь на высокий интеллектуальный потенциал, то своевременным выглядит стремление Казахстана уделять целенаправленное внимание развитию инновационных отраслей и воспитанию нового поколения управленческих, инженерно-технических и научных кадров.

Kazaxstan_kadry.jpg

Одним из факторов, способствующих подъему кадрового потенциала страны до мирового уровня, является созданный в Казахстане благоприятный инвестиционный климат.

Иностранные инвесторы вместе с капиталом приносят и современные технологии, внедряют мировые стандарты управления производством и качеством, содействуют росту и подготовке национальных кадров в соответствии с требованиями дня. Подобная практика дает возможность широко распространять мировой опыт на национальном уровне, помогая переходу отечественных компаний на международные стандарты производства и управления.

Большое значение для успеха усилий страны в деле подготовки высококвалифицированных кадров имеет реализация концепции развития научной сферы, разработанной Министерством образования и науки РК. В ее рамках определены приоритетные направления развития науки, нацеленные на получение передовых прикладных результатов в прорывных и стратегически важных для нас отраслях экономики. Это нанотехнологии и новые материалы, биотехнологии, технологии для углеводородного, горно-металлургического секторов и связанные с ними сервисные отрасли, ядерные технологии и технологии возобновляемой энергетики, информационные и космические технологии.

В целях повышения эффективности отдачи идет внедрение новой модели управления казахстанской наукой. Она учитывает передовой опыт таких стран, как Финляндия, США, Южная Корея. Суть новой модели заключается в переходе от финансирования научных учреждений, как это практиковалось раньше, к финансированию перспективных научно-исследовательских проектов.

Созданы институты развития, которые станут по цепочке передавать инновационную разработку и быстро доводить ее до промышленного применения. Это в первую очередь позволяет перенаправить финансовые средства с управленческо-административных задач на проекты и нужды непосредственных исследователей, а значит, не только остановить «утечку мозгов», но и повысить результативность их работы.

Позитивную роль в этой цепи призван играть созданный при Министерстве образования и науки Комитет науки. Его задача – поддержка исследований, которые обеспечивают прорыв в фундаментальных областях науки. При этом за ее связь с производством отвечает Фонд науки, финансирующий опытно-конструкторские разработки. Главная цель – скорейшее внедрение научных открытий в массовое производство и получение максимального экономического эффекта.

Данная схема, соответствующая мировому опыту, дает возможность не только формировать материально-техническую и финансовую базу для научных достижений международного уровня, но и во многом способствует тому, чтобы в Казахстане работали специалисты высокого класса.

В деле подготовки таких кадров весьма важное место займут специализированные центры. В ближайшем будущем, ориентировочно в течение пяти-шести лет, в Казахстане будут открыты первые пять национальных лабораторий, оснащенных самым современным оборудованием.

Их отличительной чертой станет доступность широким кругам казахстанских и зарубежных исследователей, которые станут работать в тесном контакте. При таких университетах, как КазНТУ, КазНУ, КБТУ, Евразийский, а также ряда других региональных университетов откроются лаборатории инженерного профиля, оборудованные на уровне мировых стандартов. В текущем году только на их оснащение выделено 2 млрд тенге.

В целом за последние годы финансирование казахстанской науки увеличилось в семь раз. В течение ближайших нескольких лет размер средств, выделяемых на научные исследования, планируется довести до двух процентов от ВВП, что сопоставимо с практикой развитых стран мира.

В Астане и Алматы закладываются научно-образовательные комплексы, названные «Новым международным университетом». Они станут первым опытом тесного слияния образовательных учреждений и научно-исследовательских центров. Основываться они будут только на проектах мирового уровня, без копирования устаревших методик. В их структуре предполагается создать четыре института – информационно-коммуникационных технологий, искусства и социальных наук, инжиниринга и технологий, прикладных наук.

Только подготовка современных научных кадров и высококлассных специалистов способна многократно усилить научно-производственный потенциал. Эта истина в свое время была хорошо понята в таких странах, как Япония, Сингапур, Южная Корея, Индия и Бразилия. Они смогли добиться стремительного экономического роста благодаря плеяде нового поколения специалистов, обеспечивших этим государствам прорыв в научно-производственной сфере.

Сегодня из всех стран СНГ именно в Казахстане налажен на долгосрочной основе процесс подготовки специалистов за рубежом. По президентской программе «Болашак» ежегодно по государственным грантам обучаются до трех тысяч молодых казахстанцев. Важно отметить, что все больше студентов-болашаковцев выбирают обучение по самым востребованным в мире направлениям.

kazakhstan-flag.jpg

Первые выпускники «Болашака» уже проявляют себя на ответственных постах в системе госуправления, в национальных и международных компаниях, акционерных корпорациях, работают в республиканских и международных проектах, внося свой вклад в развитие страны. В рамках программы решается задача и по финансированию стажировок работающих молодых ученых в лучших лабораториях мира.

Не менее важная задача – развитие и поддержка отечественных научных школ, а также лучших казахстанских умов, уже получивших международное признание. Среди них Таттым Шайкенов и Зерекбай Аликулов, работающие в биохимической области, Даулет Ахмедов, Канат Жусупов, Баян Ракишев и Еркен Татишев, ставшие видными специалистами по высокоэффективным технологиям горных работ, ряд ученых, разрабатывающих нанотехнологии в «Центре химико-технологических исследований» имени Нуралы Бектурганова.

Вместе с тем хотелось бы обратить внимание и на ряд имеющихся проблем при воспроизводстве кадров. К примеру, в Казахстане все еще сохраняется явный перекос в подготовке специалистов по гуманитарным и естественно-научным направлениям. В области образования пользуются особой популярностью специальности, связанные с юридической, экономической, культурной сферами, в меньшей степени – с инженерными, информационными, техническими. Это объясняется как недостаточной подготовкой по физико-математическим дисциплинам в общеобразовательных школах, так и слабой профориентационной работой с выпускниками.

Особое внимание необходимо обратить на кадровый потенциал села. Нехватка квалифицированных специалистов здесь ощущается еще острее, чем в городе. Нужно не только поднять на должный уровень подготовку специалистов, но и обеспечить самую прямую и тесную связь последних научных достижений с сельским хозяйством.

До сих пор не преодолен разрыв между научными разработками и их внедрением в производственный процесс. Негативным образом на всех трех звеньях научно-промышленного производства сказываются несогласованность между научно-исследовательскими и проектными бюро, отсутствие прямого выхода на промышленные предприятия. В результате «холостой» работы лучшие ученые, инженеры, конструкторы начинают переходить туда, где их разработки быстрее внедряются или получают признание.

Для того чтобы Казахстан стал по-настоящему одним из центров мировых научных знаний, необходимо в государственных масштабах осуществлять программу социальной поддержки как молодых ученых, так и тех, кто уже имеет широкую известность. Ввиду идущего во всем мире соперничества за умы важно, чтобы исследователи получали вознаграждение за свой труд на уровне среднемировых показателей и имели льготы в приобретении жилья.

Поскольку нам потребуется укомплектовать кадровым потенциалом создаваемые национальные и университетские учебно-производственные лаборатории, а также исследовательские центры, республика могла бы воспользоваться и практикой привлечения высококлассных иностранных специалистов, исследователей для работы и проживания в нашей стране. Такой опыт, к примеру, накоплен в Сингапуре, Южной Корее, Катаре.

Актуальная задача для повышения уровня нашей науки – это поддержание тесных связей с мировым научным пространством. Для начала необходимо наладить выпуск одного-двух высокоавторитетных научных изданий для популяризации отечественных достижений и ознакомления с результатами работ зарубежных ученых. Нужны совместные исследовательские проекты с ведущими мировыми научными центрами, регулярная стажировка в них казахстанских ученых и привлечение к нам зарубежных исследователей.

Дальнейшее процветание нашей страны неразрывно связано с развитием науки – основной движущей силы современного производства. Человеческий фактор играет при этом определяющую роль. Только благодаря качественному прорыву в экономике, образовании и здравоохранении, в основе которого лежат современные научные достижения, Казахстан сможет стать кузницей кадров международного уровня и обеспечить себе достойное место среди 50 наиболее конкурентоспособных стран мира.

http://www.express-k.kz/…_article.php?…

Молодцы «ребята»-казахстанцы!.. Судя по энергичному тону статьи, настроены они очень решительно и целеустремлённо. Как это не похоже на «расслабленные» и сибаритски-гедонистические высказывания некоторых (не будем говорить, каких) руководителей «других» стран… ;-((( Очевидно, что тон в этой области задаёт Президент РК и высшее руководство страны. И если они выполнят хотя бы половину намеченных планов, Казахстан действительно станет одной из передовых и динамично развивающихся стран мира… NB: Нигде на протяжении всей статьи ни слова не говорится об использовании положительного опыта нашей страны. Как-то уж очень многозначительно и неловко… ;-(((