Компетентные кадры решают всё...

Кто напишет бизнес-план для высшей школы?

Нагоняй, который на минувшей неделе президент учинил министру образования и науки за никуда не годный госзаказ на подготовку специалистов, вновь привлёк внимание к головоломке, которую не могут решить вот уже более полутора десятилетий. Сколько и каких профессионалов нужно стране? Вроде бы для государства с рыночной экономикой вопрос праздный – спрос рождает предложение. Однако в России этот регулятор почему-то не действует.

MGU_fizfak.jpg

Вот раньше всё было ясно: Госплан, определявший направления развития экономики, жёстко прописывал программу подготовки для неё кадров, предусматривавшую гарантированное их распределение. Теперь такого механизма не может быть по определению. А в результате сотни тысяч выпускников, получивших диплом о высшем образовании, оказываются невостребованными.

В 90-е годы многие абитуриенты бросились на модные тогда экономические, финансовые и юридические факультеты, и сегодня налицо перепроизводство этих специалистов. Но и с дефицитными профессиями не всё ладно. Так, половина питомцев педагогических и медицинских университетов трудятся отнюдь не в школах и поликлиниках. Среди окончивших сельскохозяйственные вузы таковых ещё больше – 75%.

А если взять, скажем, такой знаменитый институт, как московский авиационный, то он все эти годы в массовом порядке выпускал авиаконструкторов и авиастроителей, хотя отрасль производила ежегодно всего по несколько самолётов и не могла обеспечить работой даже своих инженеров.

В целом же сейчас за бортом полученной специальности, по некоторым оценкам, остаётся каждый третий вчерашний студент.

Тем не менее, как показал и нынешний приём в российские вузы, среди профессий, пользовавшихся наибольшим спросом у абитуриентов, и на сей раз оказались многие «неходовые». К примеру, те же юриспруденция, экономика, бухгалтерский учёт.

Между тем, амбициозные планы последнего времени, связанные с возрождением российского авиа- или, скажем, судостроения, программы развития информационных и нанотехнологий могут уже в ближайшие годы споткнуться о нехватку специалистов. В частности, об этом – применительно к создающейся госкорпорации «Росатом» – говорил в понедельник на совещании по проблемам развития атомного машиностроения первый вице-премьер Сергей Иванов.

Ivanov_S9.jpg

Крупные компании давно осознали всю опасность кадрового дефицита. Поэтому многие из них, например, Газпром, ЛУКОЙЛ, «Норильский никель», приступили к целевой подготовке специалистов в ведущих вузах страны ещё в середине 90-х годов. Скажем, в одном только Когалыме – «сибирской столице» ЛУКОЙЛа сейчас действуют филиалы томского и двух тюменских университетов. Ну а наиболее дальновидные начинают пестовать будущих работников ещё со школьной скамьи.

Среднему и тем более мелкому бизнесу такие «длинные вложения», понятно, не по зубам. Вот почему на новые предприятия приходится импортировать инженеров и рабочих из ближнего и даже дальнего зарубежья. Но ведь и государство тоже пока не очень-то озаботилось этой проблемой, а оно главный работодатель в нашей стране: из 65 млн трудящихся 27 млн – бюджетники.

Конечно, в этом есть немалая вина и Минобрнауки. Но не только. Одному министерству задачу не решить. И тут нельзя не согласиться с его руководителем Андреем Фурсенко, заявившим когда-то, что

«должна быть независимая и достаточно большая команда, включающая представителей бизнеса, науки, гражданского общества», которая бы создавала нечто вроде бизнес-плана, рассчитанного на долгую перспективу.

Сегодняшний же правительственный «бизнес-план», по правде говоря, небогат. Отдельной строкой в нём стоят образовательные кредиты – на них сейчас делается большая ставка. В ходе трехлетнего эксперимента государство обязуется возмещать 10% ссуды, за которую отвечают поручители – а ими, как разъясняется в положении, утвержденном кабинетом министров, могут быть исключительно частные предприятия. Однако некоторые эксперты сомневаются, что такая льгота сделает кредиты на образование востребованными и массовыми.

Скорее, они приведут к дальнейшему сокращению бюджетных мест в вузах, которое, собственно, недавно и пообещал господин Фурсенко.

Вызывает сомнения и то, что делу поможет вводимая двухуровневая система высшего образования. Если и сегодня компании не очень охотно берут выпускников, в которых надо вложить немало сил и средств, чтобы «довести до ума», то недоучек-бакалавров не возьмут и подавно.

Так может быть, стоит внимательнее изучить не только «болонский», но и другой зарубежный опыт? Например, действующую во многих западных странах систему заказов на специалистов, которые формируются отраслевыми ассоциациями. Или же схему, совмещающую теоретическое обучение студентов с практикой в цехах и лабораториях фирм, по которой работают 40% американских вузов. Либо налоговые льготы предприятиям за принятых на службу молодых специалистов, введённые во Франции и Польше, или чешский вариант финансирования вузов в зависимости от того, насколько успешно трудоустраиваются их выпускники.

В любом случае проблему эту и высшей школе, и работодателям – государству и бизнесу решать надо, и как можно скорее. Ведь в самом близком будущем Россия попадет в «демографическую яму», и уже к 2010 году абитуриентов станет почти вдвое меньше. А значит, острый дефицит кадров, давно предрекаемый Минэкономразвития, станет реальностью, которая может перечеркнуть все наши планы войти в когорту великих экономических держав.

Максим Кранс, политический обозреватель РИА Новости

http://www.rian.ru/…4171522.html

Да, проблема квалифицированных кадров (которые, как известно, «решают всё») – это одна из острейших проблем всей нашей экономики, а не только нанотехнологий. Допустим, денег у нас теперь на развитие НТ – предостаточно (хотя, как известно, «денег много не бывает»), с грехом пополам наконец-то обзавелись и соответствующей «инфраструктурой» (лаборатории, оборудование, реагенты, расходные материалы и т.п.), но вот если на этих «станках» и «установках» некому будет работать, то, как говорится, «прощай, Маруся…» То есть поставленные цели не будут достигнуты. И не спасёт тогда ни выделение мега-ресурсов, ни создание Госкорпораций, а ведь ещё нужно будет думать и о такой проблеме, как «утечка мозгов» за океан и далее. Тем более что так наз. «подготовленные» кадры приобретают ещё и повышенную мобильность… И что?…



nikst аватар

Виртуальное Окружение в сфере образования и нанотехнологий

Встреча профессорско-преподавательского состава Московского физико-технического института (МФТИ), посвященная Дню российской науки, прошла в подмосковном городе Долгопрудный 9 февраля.

На встрече присутствовали руководитель Рособразования Н.И Булаев, ректор МФТИ Н.Н. Кудрявцев, летчик-космонавт Ю.М. Батурин, представители базовых и общественных организаций, научная элита.

Все участники были приглашены на экскурсию в «Инновационные центры МФТИ», где представители кафедры системной интеграции и менеджмента МФТИ, а также специалисты «Сервис Плюс Интеграция» рассказали о совместных исследованиях, посвященных применению технологии Виртуального Окружения в сфере нанотехнологий и образования.

Гостям были продемонстрированы различные примеры визуализации в сфере нанотехнологий, например, модели фуллеренов — молекулярных соединений углерода. Также участники встречи могли наблюдать в системе Виртуального Окружения данные, полученные со сканирующего микроскопа: это полосовые магнитные домены, а также результат АСМ-модификации алмазоподобной пленки («снежинка»).

Особый интерес присутствующие проявили к инновационной образовательной технологии «виртуальное повествование», представленной на встрече. В рамках данной тематики «Сервис Плюс Интеграция» проводит в настоящее время разработку ряда проектов: «Виртуальный планетарий», «Уроки из космоса», «Эксперименты в космосе».

Технология Виртуального Окружения востребована. Сегодня ее можно успешно применять в самых разных областях, включая наукоемкие технологии и образование.

http://www.annews.ru/news/detail.php?…