Опрос общественного мнения по поводу рисков, связанных с нанотехнологией, провел Йельский Университет

Нанопроволочные лазеры являются одним из последних достижений нанотехнологии (фото: Nicolle Rager Fuller, NSF) Нанопроволочные лазеры являются одним из последних достижений нанотехнологии (фото: Nicolle Rager Fuller, NSF)

В последнее время, по мере того, как информация о нанотехнологии становится все более доступной, и публика узнает детали, мнения об этой новой науке становятся радикально поляризованными. Таков результат исследования, проведенного в рамках соответствующего проекта Юридической Школы Йельского Университета (Yale Law School).

Отчет об исследованиях опубликован (см. Nature Nanotechnology -Advance Online Publication December 7, 2008; doi: 10.1038/NNANO.2008.341). По словам исследователей, эти результаты имеют крайнюю важность для накопления общественной поддержки новой технологии. Руководил исследованиями профессор Юридической Школы Дэн Кейхан (Dan Kahan).

Эксперимент включал опрос 1500 американцев различного происхождения и опыта, большая часть которых не была достаточно хорошо знакома с понятием «нанотехнология». После того, как участникам опроса была представлена сбалансированная информация о рисках и выгодах нанотехнологии, мнение опрашиваемых резко диверсифицировалось в вопросе безопасности нанотехнологии. Сравнение производили с уровнем диверсификации, зарегистрированным до предоставления информации о нанотехнологии.

Определяющим фактором в том, как люди реагировали, является их культурный уровень и уровень культурных ценностей, которыми они дорожат. Участники опроса с более индивидуалистскими, про-коммерческими ценностями, в основном, тяготели к мнению, что нанотехнология безопасна. В то же самое время, те люди, что более беспокоятся об экономическом неравенстве, читая ту же самую информацию, интерпретировали ее не в пользу нанотехнологии, считая ее вероятно опасной.

В соотвествии с проф. Кейханом, такая картина соответствует результатам исследований того, как культурные ценности различных людей влияют на их общие ощущения рисков окружающей среды и технологических рисков. Суммируя результаты исследования, проф. Кейхан считает, что по мере того, как люди узнают о новой технологии, у них формируется реакция на нее, которая совпадает с их взглядами на риски, связанные, например, с изменением климата или удалением ядерных отходов.

Исследования также показали, что люди с про-коммерческими культурными ценностями, как правило, лучше знают о нанотехнологии, чем остальные. Это не удивительно, что те, кто любят технологию и верят, что она не плоха для окружающей среды, стремятся узнать о ней побольше. В то время, как различные опросы общественного мнения предполагают, что лучшая осведомленность о нанотехнологии приводит людей к мнению о ее безопасности, они часто смешивают причину со следствием.

В соответствии с проф. Кейханом и другими экспертами, результаты опроса подчеркивают необходимость в таких стратегиях образования и воспитания общественности, которые учитывают предрасположенность граждан. Ученые считают, что впереди еще достаточно времени для разработки стратегий, учитывающих риски, которые будут способны наилучшим образом довести до людей новейшие достижения науки и мнения ученых- разработчиков нанотехнологии и рисках, связанных с этой новой дисциплиной. Пожалуй, единственной, но большой ошибкой будет считать, что такие стратегии не нужны. Форма сообщения очень важна. То, как информация о нанотехнологии будет преподнесена огромному большинству населения, которое практически мало, что знает о ней, играет огромную роль- эта информация может либо поднять нанотехнологию на щит, либо похоронить ее. Ученые, правительственные круги, промышленность обычно берут на вооружение упрощенный – только факты – подход при информировании общественности о новой технологии. Настоящее исследование, однако, показывает, что разные слои и группы населения реагируют на ту же самую информацию совершенно различным образом.

Исследования группы проф. Кейхана были профинансированы Национальным научным фондом США и рядом других организаций.

Несколько слов о доле нанотехнологии в мировом рынке товаров. Нанотехнология – это возможность измерять, управлять и изготавливать предметы и устройства размером, обычно, в диапазоне от 1 до 100 нм. В 2007 году доля мирового рынка товаров, произведенных с использованием нанотехнологии, достигла 147 миллиардов долларов США. Предполагается, что к 2015 году эта доля может достичь 3,1 триллиона долларов США.

Евгений Биргер

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 3.7 (7 votes)
Источник(и):

Публикация: http://www.researchsea.com/…d/3802/cid/1

http://opa.yale.edu/…article.aspx?…