Леонардо да Винчи как пионер нанотехнологий

Группа исследователей из лаборатории Центра исследований и реставрации музеев Франции под руководством Филиппа Вальтера однажды нагрянула в Лувр и, отодвинув музейных работников в сторону, провела рентгенофлюоресцентный анализ работ Леонардо да Винчи. Под лучи портативного рентгеновского аппарата попали семь портретов кисти великого мастера, включая «Мону Лизу».

compulenta-image_600_0.jpgВы правы, исследования шедевра, о котором рассказывается в материале, проводились непосредственно в Лувре. Метод позволяет «видеть» разные слои краски без механического вмешательства в полотно. (Фото V.A. Solé / ESRF.)

Анализ позволил определить толщину отдельных слоёв краски и лака на картинах и выяснить некоторые особенности техники живописи сфумато (sfumato — ит. «расплывчатый, размытый»), позволявшей смягчать переход между светлыми и темными участками на картине и создавать правдоподобные тени. Собственно, сфумато — это и есть изобретение да Винчи, и именно он достиг в этой технике наибольших высот.

Как оказалось, Леонардо использовал лак и краску с уникальными добавками. Но самое главное — да Винчи был в состоянии наносить глизаль (лессировку) слоем толщиной в 1–2 микрона. Суммарная толщина всех слоев лака и краски на портретах кисти Леонардо не превышает 30–40 мкм; однако преломление лучей света в различных прозрачных и полупрозрачных слоях создаёт мощный эффект объёма и глубины. Любопытно, что современные покрытия для экранов, формирующие стереоскопический эффект, устроены по тому же принципу.

Вопрос о том, каким образом Леонардо удавалось наносить краску и лак столь тонким слоем (до 1/1000 миллиметра!), исследование оставило открытым. Дополнительно интригует тот факт, что следов от мазков и тем более отпечатков пальцев ни в одном слое картин обнаружено не было.

compulenta-photo-graphukfinal__600_0.jpgГрафик демонстрирует технику наложения слоёв на лице Джоконды от светлой зоны около носа до тени у волос (см. стрелку). Показаны толщина и содержание слоя. Для справки: лессировка — тонкий прозрачный или полупрозрачный слой краски. (Иллюстрация C2RMF.)

Результаты исследования опубликованы в журнале Angenwandte Chemie.

Подготовлено по материалам ScienceDaily.

Текст: Фернандо де ла Куадро

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 4.5 (2 votes)
Источник(и):

compulenta