Ученые создали авторегулятор гормонов и веса и опробовали его на мышах

Швейцарские биотехнологи создали особый «биоприбор» из генетически модифицированных клеток, который умеет автоматически управлять уровнем гормонов сытости и голода в крови человека или мыши и реагировать на повышенную долю жиров в крови, заставляя их есть меньше, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Communications.

«Мыши теряли вес, несмотря на то, что мы не лишали их доступа к "бесконечным» запасам высококалорийной пищи. Преимущество наших имплантатов заключается в том, что их можно использовать для улучшения состояния организма без регулярных хирургических вмешательств в его работу", — заявил Мартин Фуссенеггер из Высшей технической школы Швейцарии в Цюрихе.

Фуссенеггер и его коллеги создали оригинальный биоприбор-«регулятор веса» и проверили его в деле, экспериментируя с несколькими наборами генов, которые отвечают за выработку и считывание гормонов, связанных с чувством сытости и голода. Как объясняют ученые,

почти на всех клетках человека и других млекопитающих присутствуют особые рецепторы из семейства PPAR, управляющие метаболизмом организма и уровнем жиров в крови. Авторы статьи научились использовать эти рецепторы в качестве «датчиков», которые следят за концентрацией жиров и заставляют клетку вырабатывать больше или меньше молекул белка прамлинтида, аналога одного из человеческих гормонов сытости, амилина.

Биологи вырастили небольшую культуру таких клеток и поместили их в особую микрокапсулу с двумя выходами, которые можно подключить к кровеносным сосудам пациента. Затем они проверили работу этого прибора, поместив его копии в тело нескольких мышей, часть из которых страдала от ожирения.

Эксперимент завершился удачно — тучные мыши стабильно теряли вес, несмотря на отсутствие каких-либо изменений в их диете. При этом другие грызуны с регулятором веса, питавшиеся обычной пищей, не превращались в «анорексиков», что свидетельствует о безопасности данной методике лечения ожирения, заключают авторы статьи.