Александр Плющев про политизацию интернета, цифровизацию власти и роботов, которые заменят журналистов (но это не точно)

Известный российский журналист, ведущий программы «Точка» на радио «Эхо Москвы» про интернет и технологии, а также автор колонки в Deutsche Welle Александр Плющев дал «Роскомсвободе» интервью.

Он занимается темой интернета с 90-х, поэтому имеет хорошее представление о развитии Сети за последние двадцать лет. Александр поделился с нами своим видением взаимовлияния политики и Рунета, чем хитрость Жарова отличается от хитрости «Яндекса», почему Клишас и Бокова не обращают внимания на критику, есть ли у пользователей запрос на защиту персональных данных и может ли искусственный интеллект воспроизвести Шендеровича. А еще — что за последнее время его по-настоящему впечатлило.

Рунет и политика

Александр, у Вас довольно широкий спектр тем, по которым Вы как журналист работаете. Это и политика, и общественные темы, и интернет, и гаджеты. Когда начинали, предполагаю, политика и интернет шли порознь? Можно сказать, что эти две темы все больше пересекаются сейчас, и личное в интернете теперь — это политическое?

Интернет в России стал развиваться в 1995–1996 годах, я им плотно занялся в 1998 году. Далеко не все тогда даже знали, что такое интернет, и моя роль скорее была просветительской, я рассказывал о нем. Сейчас, когда все знают, что такое интернет (77% населения России имеет доступ к интернету из дома — прим. ред.), любое государство не может не обращать на него внимания. Поэтому все, что касается интернета, становится предметом интереса государства, а раз так, то это — политика в том или ином виде.

Почему именно у российской власти такой большой интерес к интернету и технологиям? И цифровая экономика ‒ нацпроект у нас, и электронное голосование хотят, и многое другое показательно. Не у всех же стран так.

Я не могу сравнивать, но соглашусь, да, в России интернету уделяют большое внимание. Этому есть две причины. Первая – у нас технологии хорошо развиваются благодаря светлым головам и очень неплохому образованию в сфере математики и программирования. В отличие от многих стран, у России есть собственные компании, которые добились успеха не только на внутреннем рынке, но и на глобальном уровне активно конкурируют с транснациональными американскими компаниями. Это «Яндекс», «Лаборатория Касперского», ABBYY. Неплохо для страны с относительно небольшим рынком и населением.

Вторая причина заключается в том, что Россия — государство авторитарное, автократическое, его вопросы контроля очень интересуют. Если интернет становится фактором политическим, его тоже надо контролировать.

Подробнее
Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (1 vote)
Источник(и):

Хабр