Дорогие читатели, Нашему шестнадцатилетнему, волонтёрскому и некоммерческому проекту для создания новой, современной версии N-N-N.ru, очень нужно посоветоваться касательно платформы нашего сайта – SYMFONY & DRUPAL 8. Платформа не простая, но обещаем – мы не займём много времени, просто нужна консультационная поддержка квалифицированного разраба. Если вы можете помочь, то связаться с нами можно на страницах Facebook.com здесь и здесь.

У бактерий нашли осязание

Одноклеточные оказались способны чувствовать прикосновение

У бактерий нет нервной системы, а движения почти хаотичны. Известно, что бактерии умеют двигаться к полезным для них объектам — например пище — с помощью хемотаксиса (реакции на химический раздражитель). В этом году четверо швейцарских микробиологов установили, что кроме хемотаксиса у бактерий есть нечто вроде осязания — способность чувствовать прикосновения.

Чувство поверхности очень важно для бактерий: отчасти благодаря ему они узнают подходящие для жизни места (например, стенки кишечника или слизистые оболочки). Способность чувствовать прикосновения направляет движение бактерий и помогает колонизировать большие участки подходящей поверхности. Успех инфекции тоже часто зависит от бактериального «чувства локтя»: благодаря ему бактерии образуют пленки — сообщества из миллионов клеток, более устойчивые к антибиотикам, чем отдельные группы бактерий.

У многих бактерий есть жгутики — органоиды, которым одноклеточные пользуются как веслом. В движение жгутик приводит мембранный мотор. Швейцарские биологи выяснили, что именно благодаря мотору безвредные для человека бактерии Caulobacter crescentus способны чувствовать прикосновение к поверхности и реагировать на него. Жгутик C. crescentus выступает в качестве щупа; натыкаясь на препятствие, его рецепторы запускают каскад реакций,который завершается активным синтезом липких полисахаридов, с помощью которых бактерия прикрепляется к поверхности.

Исследование опубликовано в журнале Science.