Новые законодательные инициативы в деле защиты информации

На прошлой неделе в Государственную Думу были внесены три законопроекта, направленные на внесение изменений в Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Данные законопроекты, скорее всего, будут рассмотрены на весенней сессии Государственной Думы. Предлагаю ознакомиться с их содержанием уже сегодня.

Полные тексты законопроектов можно найти по адресам:

  1. http://sozd.parliament.gov.ru/bill/605945-7
  2. http://sozd.parlament.gov.ru/bill/606594-7
  3. http://sozd.parlament.gov.ru/bill/606593-7

Первый законопроект предусматривает внесение в законодательство изменений, направленных на осуществление на основании решения Банка России «блокировки сайтов», используемых с нарушениями законодательства о финансовом рынке, в том числе для совершения мошеннических действий. В пояснительной записке к законопроекту указано, что Банком России отмечается увеличение масштабов использования сайтов для совершения мошеннических действий на финансовом рынке.

Перечень информации, при размещении которой предлагается блокировать сайты, довольно широк и весьма неоднозначен. В зависимости от трактовки текста, действие предлагаемых изменений может быть противоположно направленным, что оставляет место злоупотреблениям.

Дабы не быть голословным, процитирую текст законопроекта:

«4) решения Банка России в отношении распространяемой посредством сети «Интернет» информации:

а) вводящей клиентов кредитных организаций и (или) некредитных финансовых организаций, а также иных лиц, взаимодействующих с кредитными организациями и (или) некредитными финансовыми организациями, в заблуждение относительно принадлежности информации, распространяемой посредством сети «Интернет», в том числе вследствие сходства доменных имен, оформления или содержания;

б) связанной с предложением и (или) предоставлением на территории Российской Федерации финансовых услуг, определенных в Федеральном законе «О защите конкуренции», лицами, не имеющими права их оказывать в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) связанной с осуществлением на территории Российской Федерации деятельности по привлечению денежных средств и (или) иного имущества физических лиц и (или) юридических лиц, при которой выплата дохода и (или) предоставление иной выгоды лицам, чьи денежные средства и (или) иное имущество привлечены ранее, осуществляются за счет привлеченных денежных средств и (или) иного имущества иных физических лиц и (или) юридических лиц при отсутствии инвестиционной и (или) иной законной предпринимательской или иной деятельности, связанной с использованием привлеченных денежных средств и (или) иного имущества».

Данный законопроект также вносит соответствующие поправки в Гражданский процессуальный кодекс. Как видно из текста, сходство доменных имен (кстати, на сколько %?) может оказаться реальным поводом для блокировки сайта даже для законопослушных участников рынка. В интернете есть множество легально работающих сайтов, части названия которых совпадают, и это станет проблемой их собственников с момента принятия вышеупомянутых поправок в 149-ФЗ как есть. Будем надеяться, что законотворцы увидят здесь коллизию и постараются добавить четкости и ясности в данное положение.

Второй внесенный законопроект предлагает дополнить ФЗ-149 новой статьей, предусматривающей возможность принятия мер по ограничению доступа к информации, выражающей в неприличной форме явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам РФ, Конституции РФ и органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации.

Здесь также потребуются дополнительные разъяснения, что считать неприличной формой и что именно мы станем отныне называть неуважением. Ведь справедливая критика бывает очень неприятна, и к тому же она может быть разной по форме и содержанию — шаржи и карикатуры часто являются более эффективными методами общественного воздействия на зарвавшегося чиновника, чем письма по инстанциям, статьи или выговоры…

Согласно тексту законопроекта, Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители обращаются в Роскомнадзор с требованием о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию. Роскомнадзор, в свою очередь, направляет операторам связи требование о принятии мер по ограничению доступа к информационному ресурсу. Также Роскомнадзор направляет провайдеру хостинга уведомление в электронном виде о нарушении порядка распространения информации с требованием принять меры по удалению такой информации.

Если владелец информационного ресурса удалил распространяемую с нарушением закона информацию, он направляет уведомление об этом в Роскомнадзор, который проверяет данную информацию и оповещает операторов о возобновлении доступа.

Третий законопроект предлагается дополнить статью 15 ФЗ-149 новыми положениями, которые, как говорится в пояснительной записке, направлены на пресечение распространения недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу жизни и (или) здоровью граждан, массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, наступления иных тяжких последствий.

Законопроектом предлагается в отношении такой информации применять существующий механизм, действующий в отношении информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка.

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что осознание негативных аспектов распространения ложной информации побуждает государственные институты многих стран к поиску механизмов её пресечения. Указывается, что Еврокомиссия разрабатывает общеевропейскую стратегию противостояния онлайн-дезинформации. Также в записке говорится, что предлагаемая инициатива продолжает политику обеспечения информационной безопасности, защиты законных прав личности и общества в информационной сфере при соблюдении права на свободу информации.

Предварительно, рассмотрение данных законопроектов состоится уже в январе 2019 года.

Пожалуйста, оцените статью:
Пока нет голосов