Ученые предложили новый взгляд на роль ферроптоза в развитии онкологических заболеваний

Ученый Института биологии и биомедицины Университета Лобачевского совместно с коллегами из Бельгии и Германии установил, что ферроптотические раковые клетки могут стимулировать иммунную систему и приводить к активации противoопухолевого иммунитета, способствуя улучшению эффективности противoопухолевой терапии.

Статья опубликована в журнале Nature Reviews Cancer.

Несмотря на значительный прогресс в лечении, рак остается второй по значимости причиной смертности во всем мире (ВОЗ, 2018). Наряду с иммунотерапией рака, одним из основных подходов к уничтожению раковых клеток является запуск клеточной смерти с помощью химиo- и радиотерапии. В новой стать ученые предложили новый взгляд на роль ферроптоза – типа клеточной смерти в развитии онкологических заболеваний.

По словам российского автора статьи, Дмитрия Крысько, ферроптотические раковые клетки могут стимулировать иммунную систему и приводить к активации противoопухолевого иммунитета способствуя улучшению эффективности противoопухолевой терапии. В этом случае говорят о запуске так называемой иммуногенной клеточной смерти.

«C другой стороны согласно опубликованным данным опухолевые клетки, умирающие по ферроптозу, могут вызывать подавление противоопухолевого иммунного ответа, приводя к развитию и прогрессированию опухоли в организме человека. Таким образом, опухолевые клетки, умирающие по пути ферроптоза выполняют двоякую функцию «обоюдоострого меча»», – отмечает Дмитрий Крысько.

Смерть клеток является важнейшим биологическим процессом, играющим активную роль как в эмбриональном развитии человека, так и в возникновении различных заболеваний. Каждый день в организме человека умирает около 100 миллиардов клеток. Клеточная смерть контролируется на молекулярном, генетическом и биохимическом уровнях. В норме мертвые клетки поглощаются клетками иммунной системы человека без чрезмерной активации иммунной системы.

Однако развитие многих заболеваний связано с нарушением баланса между смертью клеток и их выживаемостью.