Рынок онлайн-образования России: динамика развития с 2016 по 2021 год

Автор: Алексей Ручков. Текущий анализ рынка онлайн-образования России включает в себя обобщенные данные из множества источников, информация в которых публиковалась в период с 2016 по 2021 год. Несмотря на то, что выводы любого аналитического исследования отчасти субъективны, из любой информации можно извлечь пользу, чего я Вам и желаю.

«Только делая хорошо другим, мы получаем шанс добиться чего-то хорошего для себя», Гийом Мюссо

Рынок онлайн-образования России находится в стадии активного роста и фактически только формируется, при этом за период с 2016 по 2021 год увеличение его объема составило порядка 248%, а доля в общем объеме рынка образования России составила порядка 1,1% (также, как и в 2016 году, в отличие от прогнозируемых 2,6%), но, в данном случае речь идет только об объеме выручки ТОП-100 его крупнейших игроков – часть объемов рынка продолжает находится в «серой зоне».

По данным «Data Insight», используемым в рыночном исследовании компании «Нетология» в 2022 году, траты взрослого населения (в возрасте от 18 до 64 лет) на дополнительное онлайн-образование в 2021 году составили порядка 226 млрд руб., что схоже с авторской оценкой реально достигнутого объема рынка (SOM) онлайн-образования России в пределах 230 млрд руб. и пропорционально прогнозируемому автором данной статьи объему целевого рынка потенциальных потребителей (TAM).

При этом скорость роста рынка существенно превышает значения, прогнозируемые в сентябре 2017 года, когда была предпринята первая попытка полноценного исследования рынка образовательных услуг в онлайн сегменте. В целом, по прошествии пяти лет, на текущий момент времени, информация о деятельности рынка онлайн-образования России разрознена, фрагментарна и неполноценна.

По итогам 2021 года объем рынка онлайн-образования России (ТОП-100 EdTech-компаний) достиг 73 млрд руб., 1,1% от объема всего рынка образовательных услуг России, равного в 2021 году, по данным из открытых источников, порядка 5 трлн руб. За пятилетний период, по расчетам автора данной статьи, онлайн-сегмент рынка образования вырос больше, чем в три раза.

obrazovanie1.pngДиаграмма 1 «Динамика развития рынка онлайн-образования России»

Характерной особенностью высокой динамики роста сегмента онлайн-обучения в различных направлениях является доминирующее присутствие в данных направлениях частного капитала, оперативно реагирующего на изменение экономической и политической ситуации, требований рынка труда, трендов рынка образования и потребительских предпочтений. Исключениями являются направления общего среднего и высшего образования, присутствие в которых частного бизнеса пока крайне незначительно.

Структурно, по различным образовательным направлениям, рынок образования России развивался неравномерно, как в отношении стандартных (офлайн), так и в отношении относительно новых (онлайн) форм обучения.

Дошкольное образование является третьим по объему оказания услуг направлением в общем рынке образования РФ, 462 млрд руб. в 2016 и 437 млрд руб. в 2019 году, продемонстрировало отрицательную динамику, с увеличением объема онлайн сегмента в течение трех лет с 0,1% (600 млн руб.) до 0,7% (3,3 млрд руб.). Ранее прогнозируемый в 2017 году объем онлайн-сегмента увеличился в 2019 году, по сравнению с прогнозом, почти в два раза.

К направлению дошкольного образования относится сегмент общего (базового) дошкольного образования и наиболее динамичный, развивающийся сегмент «дополнительное дошкольное образование», услуги в рамках которого все более активно оказывают государственные дошкольные учреждения. Помимо услуг по воспитанию, присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста (большая часть рынка дошкольного образования) в детских государственных и частных дошкольных учреждениях активно внедряются новые групповые и индивидуальные образовательные программы, открываются новые кружки и секции для детей и молодых родителей, курсы для беременных и курсы родительского мастерства, занятия для родителей с детьми, в том числе в онлайн формате.

Доля частного бизнеса на рынке дошкольного образования пока крайне незначительна, свыше 90% рынка услуг общего дошкольного образования в 2016 году занимал государственный сектор. Свыше 2% дополнительного объёма рынка занимал частный бизнес за счет оказания услуг в сегменте дополнительного дошкольного образования в 2016 году. По итогам 2019 года объем онлайн-сегмента существенно увеличился.

В качестве примера можно привести образовательную онлайн-платформу «Smart School Pro», запущенную в 2020 году и являющуюся комплексным решением для дошкольных образовательных учреждений, позволяющим: оптимизировать бизнес-процессы, включая составление меню и выставление счетов на оплату, производить учёт рабочего времени сотрудников и учет посещений детьми дошкольного учреждения, систематизировать всю информацию по контингенту и группам, проводить диагностику воспитанников и формировать индивидуальную траекторию развития.

Подробнее
Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (1 vote)
Источник(и):

Хабр